Храм-памятник Святого Александра Невского (болг. Храм-паметник Свети Александър Невски) – кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Расположен на одноименной площади Александра Невского в Софии и является одной из градостроительных доминант столицы Болгарии.
Воздвигнут по волеизъявлению и на средства болгарского народа в знак признательности русскому народу за освобождение от османского ига в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов. 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в городе Велико-Тырново видный болгарский общественный и государственный деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его святому Александру Невскому, небесному покровителю российского императора Александра II. 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с профильным комитетом, который 1 июня 1882 года обратился с "Воззванием" к болгарскому народу, освобожденному от пятивекового турецкого рабства русскими братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тысяч солдат. 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма.
В 1883 году для составления проекта и руководства строительными работами был приглашен русский академик архитектуры И. С. Богомолов. При этом про-германское правительство немецких принцев Александра I Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894), управлявшее Болгарией, всячески тормозило проект. Лишь в 1895 году дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолова не стало, и вместо него был приглашен русский архитектор, профессор Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), которому было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, который внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболгарского зодчества. Из-за несогласия сторон по некоторым административным и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 года. 5 августа 1904 года были начаты земляные работы, общее строительство собора было закончено в 1912 году, во время Первой Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева — русские архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов, с болгарской стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и другие.
Собор выполнен в форме крестово-купольной базилики, имеет площадь 3170 квадратных метров и вмещает более 5 тысяч человек. Высота главного купола составляет 45 метров, колокольни – 53 метра. Диаметр главного барабана в поперечнике достигает 16 метров. Строение представляет собой впечатляющий образец неовизантийской архитектуры, которая была популярна в конце 19 и начале 20 веков. Иногда болгары называют стиль собора "русский северный ампир". Собор является вторым по величине на Балканах, после храма святого Саввы в Белграде.
Колокола собора отлиты в литейной П. Н. Финляндского в Москве. Два наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют пять больших колоколов, остальные семь колоколов украшены гравировкой. Самый большой колокол весит 11758 кг, самый маленький — около 16 кг. Звон колоколов слышен за 30 км.
В украшении собора принимали участие выдающиеся русские и болгарские мастера. Декоративно-орнаментное украшение собора полностью выполнено болгарскими мастерами под руководством профессора В. Т. Перминова.
Мозаичные панно храма изготовлены в Германии и Италии. В окнах использованы витражи. В отделке собора применены дорогие породы мрамора и оникса различных цветов, алжирский малахит и уральские самоцветы.
В создании иконостасов и икон для собора приняли участие известные русские и болгарские художники: В. М. Васнецов, В. Е., Н. А. Бруни, И. Мрквичка, А. Митов, С. Иванов, А. М. Корин, П. Е. Мясоедов, А. А. Киселёв, Н. Петров, Ц. Тодоров и другие. Основная часть стенописей принадлежит кисти болгарского художника X. Тачева.
Сильно пострадавший от бомбежек в 1944 году, Александро-Невский собор после Второй мировой войны был капитально отремонтирован. Согласно принятому в 1951 году Уставу Болгарской Православной Церкви храм-памятник святого Александра Невского является патриаршим кафедральным собором. В его крипте размещен филиал Национальной художественной галереи, экспозиция которого устроена на базе сохранившихся произведений древней иконописи, предоставленных Церковно-археологическим музеем Болгарской Церкви.
В основе концепции архитектурно-художественного освещения лежит метод так называемого заливающего освещения. Связано это в первую очередь с тем, что согласно техническому заданию возможность установки световых приборов на фасадах и элементах исторического ансамбля не позволена надзорными органами. Впрочем, как и во многих остальных проектах подобного рода, предусматривающих работу с архитектурными памятниками и объектами исторического наследия, попадающих под охрану ЮНЕСКО и прочих профильных организаций. Во-вторых, объект характеризуется внушительными габаритами, и с точки зрения удобства эксплуатации и последующего технического обслуживания высотные работы могли бы вызвать дополнительные сложности и финансовые затраты. Кроме того, рабочие поверхности внушительных размеров гораздо проще поддаются световой проработке с расстояния, что логично подтверждает предложенное решение в части использования выносных прожекторных батарей.
Для достижения требуемого эффекта, по периметру площади, в центре которой находится собор, установлено шесть мощных опорных металлоконструкций. Габаритные размеры опор, состав и точки размещения прожекторных батарей рассчитаны таким образом, чтобы устанавливаемые приборы смогли "закрыть" все здание целиком и "дотянуться" до куполов, колокольни и венчающие крестов.
В качестве основного инструмента в проекте использованы мощные светодиодные прожекторы GRIVEN CAPITAL 300 со средней оптикой MEDIUM. В общей сложности на шести опорах распределено 88 единиц CAPITAL 300, отрабатывающих нижние и средние высотные уровни храма. Дополнительно, для освещения верхних уровней, в осветительную установку добавлены 12 прожекторов CAPITAL 300 US с оптикой ULTRASPOT.
Колокольня, достигающая в высоту 53 метров и кресты куполов, освещены при помощи мощных прожекторов GRIVEN ONYX XQ с оптикой 3 градуса.
Приборы скомпонованы на опорах и нацелены таким образом, чтобы сформировать мягкое равномерное световое покрытие рабочих поверхностей, подчеркнув наиболее интересные архитектурные элементы и сохраняя уникальный визуальный объем здания.
Учитывая текстуры и цвета отделочных материалов, во всех случаях световые приборы оснащены белыми светодиодами с цветовой температурой 3000K. Во избежание паразитной засветки и нежелательных эффектов ослепления, прожекторы оснащены сотовыми антибликовыми фильтрами и блендами.
CAPITAL 300 — семейство светодиодных прожекторов GRIVEN в корпусе прямоугольного сечения. Стандартные исполнения предусматривают возможность использования монохромных single-chip и полноцветных multi-chip светодиодов в цветностях White (с широким диапазоном цветовых температур белого), Dynamic White (динамичный белый, с возможностью регулировки цветовой температуры в диапазоне 2700-6500K) и RGBW (для работы с цветом). Широкий спектр предлагаемой вторичной оптики в диапазоне от ультра спот до экстра широкой в значительной степени увеличивает гибкость использования приборов при решении самых разнообразных задач. Список аксессуаров содержит внушительный набор вспомогательных инструментов — от всевозможных бленд до защитных механических экранов. По заказу прожекторы CAPITAL 300 могут быть выпущены в исполнении POLAR EDITION. Исполнение Polar Edition предполагает наличие встроенной автоматической интеллектуальной системы очистки светящей поверхности и корпуса прибора от снега и льда, применение специализированных соединительных кабелей и электрических разъемов.
Как и подавляющее большинство изделий GRIVEN, прожекторы оснащены инфракрасным (ИК) приемником. При помощи внешнего портативного пульта дистанционного управления (ИК ПДУ, внешне схожий с пультом управления от телевизора) возможна настойка параметров работы светового прибора — установка режима работы (управление по DMX или работа в автономном режиме), установка адреса DMX, выбор количества каналов управления, установка требуемого цвета светового потока в режиме фиксированных цветов Fixed Colours (включая возможность смешения цветов), настройка интенсивности светового выхода (диммирование).
Прожекторы CAPITAL 300 и ONYX XQ также оснащены встроенным модулем RDM, обеспечивающим возможность обнаружения прибора, настройки и дистанционного контроля параметров его работы при управлении по протоколу DMX.
88 шт. GRIVEN CAPITAL 300 WHITE MEDIUM — мощный светодиодный прожектор. Белые светодиоды с цветовой температурой 3000K. Оптика MEDIUM. Мощность 300 Вт. Степень защиты IP67. Управление DALI.
12 шт. GRIVEN CAPITAL 300 WHITE ULTRA SPOT — мощный светодиодный прожектор. Белые светодиоды с цветовой температурой 3000K. Оптика ULTRA SPOT. Мощность 300 Вт. Степень защиты IP67. Управление DALI.
Концепция освещения и проектирование: Balkantrade Lighting Studio Synthesis
Фото, видео: Андрей Рашев
Для написания статьи использованы следующие материалы:
https://www.cathedral.bg
https://drevo-info.ru/articles/9734.html
https://www.patriarchia.ru/article/102416