+7 (499) 734-20-17
info@griven-russia.com
Печерский мужской монастырь, Нижний Новгород

Печерский мужской монастырь, Нижний Новгород

История

Вознесенский Печерский мужской монастырь расположен на правом берегу Волги, примерно в трех километрах от Нижегородского кремля, и является одним из древнейших обителей Нижегородской земли.

Общепринятыми в исторической литературе датами основания Печерской обители считаются 1328 или 1330 года, однако документальные сведения по этому поводу отсутствуют.

На крутом берегу Волги в плотных известняковых породах склона будущий игумен Дионисий, воспитанный на примере великих подвижников Киево-Печерских преподобных Антония и Феодосия, и прибывший по примеру древних насельников Киево-Печерской Лавры с несколькими иноками для продолжения дела иноческого подвижничества, ископал себе первую пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала собираться братия — из желавших так же, как и он, полностью посвятить свою жизнь Богу. Однако растущему числу монахов вскоре стало тесно в пещерах и на уступе горы началось строительство деревянного монастыря, в основании которого была поставлена деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Посвященный великому празднику Вознесения Господня первый возведенный храм и дал главное имя обители. Название же "Печерский" монастырь получил в память о первых пещерах ("печерах"), ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонница. Число братии продолжило увеличиваться. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, а затем — архимандрита. Спустя несколько десятилетий ученики и последователи святителя сами станут основателями новых обителей, а впоследствии будут причислены к лику святых за свои христианские подвиги.

Нижегородская Печерская обитель, основанная святым Дионисием, в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена — и периоды запустения вследствие вражеских набегов и иных бедствий, и периоды возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали не только денежные средства, но и земли, охотничьи и рыболовные угодья, села. Простой люд также нес свою посильную лепту в Печерский монастырь. Вклады и пожалования стали главными источниками земельных приобретений монастыря в 1360-1425 годы. Первоначально Печерские владения возникли в нижегородских землях, в относительной близости от самого монастыря. Это были хорошо развитые в хозяйственном отношении волости, что являлось немаловажным для растущей обители. Права на владения, а также многочисленные привилегии подтверждались указами княжеской власти, которая была заинтересована в лояльности Печерского монастыря. В 1512 году от Василия III обитель получила бессудную грамоту о монастырском иммунитете, то есть неприкосновенности и даровании особых привилегий. К середине XVI века Нижегородский Печерский монастырь владел уже весьма обширными земельными вотчинами.

Благодаря пожертвованиям и вкладам великих князей, государей — Иоанна Васильевича (Грозного) и Феодора Иоанновича — к концу XVI века на крутом волжском склоне стояло уже несколько каменных храмов, среди которых выделялся красотой и величием пятиглавый Вознесенский собор. Исторические хроники перечисляют шесть каменных церквей в Печерском монастыре того времени (тогда как в самом Нижнем Новгороде их было только три). Возвышалась каменная колокольня, имелись также деревянные и каменные кельи, поварня, больница, погреба, сушила и другие постройки. Территория монастыря была обнесена высоким деревянным частоколом со святыми воротами. Внизу, под горой, располагались пристани и шатровая деревянная церковь во имя святого Николая Чудотворца.

В 1597 году прекрасный архитектурный ансамбль был полностью уничтожен гигантским оползнем. Признаки грядущей катастрофы обнаруживались еще за неделю до страшных событий, когда в монастыре начало "теснить" деревянную мостовую. В горе выше обители стала шириться огромная трещина. Архимандрит Трифон, управлявший тогда монастырем, заблаговременно вывел в безопасное место всю братию, приказав унести с собою иконы, ризы, утварь — все, что можно было спасти.

Печерский монастырь, который на первоначальном месте простоял около 270 лет, после катастрофы был возобновлен — на том же правом возвышенном берегу Волги, но выше по течению реки. Новое место, холмистое и неровное, пришлось выравнивать для последующего устроения обители. Выдающийся монастырский ансамбль был отстроен к середине XVII столетия. Он рассчитан на восприятие как со стороны Волги, так и с горы. С любой из точек обзора Печерская обитель предстает как живописная архитектурная композиция, центром которой является прекрасный пятиглавый Вознесенский собор, ставший главным монастырским храмом. В ходе строительства были внесены изменения в первоначальный замысел: у Вознесенского собора появилась трапезная палата и обширное северное крыльцо, к которому примыкала колокольня. Высокий подклет (подвал) в основании храма выполнен из белого известкового камня, а колокольня, трапезная часть и галерея — из большемерного кирпича. В центральном барабане до сих пор сохранились следы фресок XVII века. Вознесенский собор имеет трехапсидный просторный алтарь. Своеобразие пятиглавию строения придает юго-западная глава, возвышающаяся над придельной церковью в трапезной, которая имеет большую высоту и диаметр.

После 1917 года Нижегородский Печерский монастырь разделил участь большинства православных святынь — осквернение и запустение. Настоятель обители епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) накануне годовщины Октябрьской революции был расстрелян по обвинению "в контрреволюционной деятельности".

В 1925 году Печерский монастырь привлек внимание центральных музейных органов и со всеми постройками и землей был передан в ведение Губмузея. Организация эта по своим функциям была призвана охранять исторические и культурные ценности, однако в отношении монастыря произошло обратное: ризница была разграблена, здания стали использоваться под жилье и различные хозяйственные нужды. В 1931 году сотрудники Губмузея сдали на переплавку девять уникальных монастырских колоколов и все кованые ограды и кресты с монастырского погоста. В Вознесенском соборе расположилась столярная мастерская артели "Маяк", а в его подвалах сделали овощехранилище. Успенская церковь оказалась занятой под архив, в архимандритском корпусе расположился кинотеатр "Колхозник", а братские корпуса и даже башни были приспособлены под жилые квартиры.

Только в 1960 году советские власти, осознав ценность и уникальность архитектурного ансамбля Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, присвоили ему статус памятника архитектуры республиканского значения. Работы по реставрации начались после перевода сюда в 1971 году Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской, трудами коллектива которой были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

Архитектурно-художественное освещение

В 2021 году, в ходе подготовки к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода, выполнен ряд крупных проектов по архитектурно-художественному освещению знаковых улиц и объектов города. Программа благоустройства рассчитана на несколько лет и в настоящее время продолжаются работы в соответствии с предусмотренным графиком — в начале 2023 реализовано новое световое решение для комплекса храмов Вознесенского Печерского мужского монастыря, имеющего статус памятника культурного наследия федерального значения.

В процессе разработки проекта архитектурно-художественного освещения храмового комплекса решены две основные задачи. Первая — формирование целостности визуального восприятия архитектурного ансамбля с главных видовых точек. Количество и перечень видовых точек выбраны на основании результатов анализа ландшафта городской среды, структуры городской застройки, расположения основных транспортных магистралей и пешеходных маршрутов с учетом плотности их загрузки. Несмотря на различные расстояния от каждой из видовых точек до наблюдаемого объекта, предложенная концепция освещения предусматривает одинаково хорошую читаемость комплекса и его гармоничное вплетение в общую городскую канву. На этом этапе особое внимание уделяется важности расстановки световых акцентов, подчеркивающих своеобразие отдельных сооружений и красоту ансамбля в целом.

Вторая задача — создание внешнего светового облика храмового комплекса при наблюдении его объектов непосредственно с территории монастыря. Рисунок выстраивается таким образом, чтобы деликатное освещение не мешало повседневной монастырской жизни и при этом обеспечивало удобство и комфорт в темное время суток. С художественной точки зрения выделяются главные культовые элементы — фрагменты наружной иконографии, характерные архитектурные элементы фасадов, главки барабанов (луковицы) и купола с крестами.

Решение обеих задач напрямую связано с определением мест размещения световых приборов, входящих в состав установки, а также выбором их наиболее оптимальных функциональных характеристик. Основной особенностью проекта является наличие существенных высотных перепадов между освещаемыми объектами, входящими в состав комплекса — ансамбль размещен на достаточно крутом склоне Волги, и все храмы расположены на различных уровнях.

Проект архитектурно-художественного освещения Печерского монастыря, разработанный и выполненный специалистами компании МСК "БЛ ГРУПП", предусматривает использование метода заливающего освещения фасадов храмов и колокольни монастыря. Отдельное внимание уделено работе со световыми акцентами — луковичным главам, куполам и крестам.

Светодиодные прожекторы GRIVEN установлены на опорах, часть приборов размещена на кровле зданий комплекса. Менее мощные приборы серии CAPITAL 100 используются для аккуратного и мягкого освещения строений, формирующих внутреннее пространство монастыря. Более мощные прожекторы семейства CAPITAL 200, CAPITAL 300 и CAPITAL 600 работают по внешним фасадам больших размеров. Для освещения куполов и крестов c внушительных дистанций задействованы прожекторы JASPER с ультраузкой оптикой ULTRA SPOT.

В качестве базовой цветовой температуры белого принята температура 4000K, наилучшим способам соответствующая структуре материалов и цветов освещаемых поверхностей. В целях уменьшения слепящего действия источников света, световые приборы оснащены антибликовыми экранами и защитными козырьками (блендами соответствующих конфигураций).

Благодаря новому освещению, возвышающийся над Волгой величественный белокаменный Печерский монастырь сохраняет статус визитной карточки Нижнего Новгорода не только днем, но также и с наступлением темноты.

Спецификация использованного оборудования

Концепция освещения, проектирование и монтаж: ООО "Светопроект"
Поставка оборудования: ООО МСК "БЛ ГРУПП"
Фото и видеоматериалы: ООО "Светопроект"

Для написания статьи использованы материалы корпорации "БЛ ГРУПП", а также официальный сайт Вознесенского Печерского мужского монастыря:
https://www.pecherskiy.nne.ru/