Молитовский мост — важнейшая транспортная артерия через Оку, соединяющая нагорную и заречную части Нижнего Новгорода. Свое название получил по названию близлежащего села Молитовка, впервые упоминающегося в документах 1621 года. По преданию название селу дали бурлаки, которые традиционно останавливались напротив Молитовки и молились на звон колоколов расположенной в устье реки Молитовки церкви.
Первый проект строительства представлен секретарю Горьковского крайкома Э.К. Прамнэку в 1936 году. "Союзстальмост" предложил на рассмотрение шесть эскизных вариантов, среди которых было даже двухярусное исполнение — снизу трамвайный, сверху — автомобильный. В то время в Горьком только-только построили два моста через Волгу и Оку, и с финансированием на строительство нового перехода возникли определенные сложности. В итоге проект моста был убран "на полку". К идее строительства вернулись лишь спустя 30 лет, но ни один из вариантов, разработанных "Союзстальмост", использован не был — за прошедшие десятилетия появились новые инженерные решения и освоены новые строительные материалы.
Возведение Молитовского моста началось в 1962 году компанией "Мостотрест". В строительстве участвовали комсомольцы со всей страны. Как и на любой стройке такого масштаба, пришлось столкнуться с проблемами различного характера. Например, в конце 1964 года газета "Ленинская смена" писала о нехватке рабочих некоторых специальностей — бетонщиков и арматурщиков. В итоге, второй по хронологии возведения через Оку (после Канавинского), Молитовский мост введен в эксплуатацию 5 ноября 1965 года. 6 ноября в "Горьковской правде" об этом событии выходит статья под названием "Подвиг строителей". Корреспонденты описывают открытие движения по новому мосту так: "Тысячи горьковчан потоком вливаются на открывшийся "проспект" через Оку. Движутся автомашины и первый трамвай. Над Окой гремит тысячеголосое приветствие… Движение открыто!".
Общая длина сооружения составляет 921 метр, ширина — 21 метр. Изначально по мосту были проложены два трамвайных пути и организовано четырехполосное движение (по две полосы в каждую сторону) для машин и автобусов. По Молитовскому мосту проходила трасса М7, которая через 16 лет была перенесена на Мызинский мост.
В 1997-1999 годах проведена частичная реконструкция: опоры освещения перенесены в центр (на них же смонтирована контактная сеть), также по центру моста смонтировано разделительное железобетонное ограждение, заменена гидроизоляция, реконструированы деформационные швы, уложено новое трамвайное полотно.
В 2011 году для предотвращения пробок был реконструирован спуск к Молитовскому мосту — Окский съезд, справа от трамвайных путей были пристроены две дополнительные полосы для автотранспорта.
В мае 2016 года мост был закрыт на ремонт. Силами муниципального предприятия "Нижегородэлектротранс" произведена замена трамвайного полотна.
С марта по июнь 2017 года на мосту велись работы по замене ограждений.
По своей классификации Молитовский относится к категории арочных мостов. В мостостроении данный конструкционный тип долгое время был самым популярным и востребованным. В основе сооружения лежит криволинейная конструкция, сечения сводов надежно закреплены и не смещаются в горизонтальной плоскости, а полость форм обеспечивает ощутимую экономию на материалах. В арочных мостах основную нагрузку несут арки, иногда называемые сводами. Молитовский мост — это шесть гигантских арок, соединенных в одно целое полотном сверху. Отличительной особенностью арочного моста является преобразование горизонтально направленных сил в вертикально направленные, поэтому элементы таких мостов преимущественно работают на сжатие. Вся нагрузка приходится на опорные элементы по краям арок. Помимо основного своего назначения, арочные пролеты представляют особый интерес для освещения, речь о котором пойдет ниже.
В 2021 году, в ходе подготовки к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода, выполнен ряд крупных проектов по архитектурно-художественному освещению знаковых улиц и объектов города. В том числе, реализовано новое световое решение для Молитовского моста, имеющего статус транспортного объекта федерального значения.
Основная идея предложенной концепции освещения базируется на работе с арочными пролетами, по сути являющимися главными доминантными элементами конструкции, способными эффективно и эффектно "принять" свет. С точки зрения светового дизайна вся конструкция разбита на так называемые типовые элементы (или фрагменты). Каждый фрагмент состоит из двух опор и двух опирающихся на них арок. Типовые элементы имеют идентичную форму, выполнены из одинаковых материалов (с одинаковыми коэффициентами отражения) и различаются своим положением — четыре из шести пролетов находятся над поверхностью воды, в некотором роде являющейся зеркалом.
Для освещения одного пролета предложено использование двенадцати мощных светодиодных прожекторов GRIVEN CAPITAL 300 — по шесть на каждую арку. Приборы установлены на опорных элементах в основании у арок, в группы по три единицы, направленные по касательной к поверхности арки навстречу друг другу. Прожекторы подобраны с учетом форм и размеров освещаемых поверхностей. Узкая оптика NARROW обеспечивает равномерное световое покрытие длинных узких дугообразных участков. Белые диоды с нейтральной цветовой температурой 4000K создают оптимальный мягкий оттенок, не вызывающий резких контрастов и визуального дискомфорта. В рамках данного проекта принято решение отказаться от использования цвета, что обусловлено стремлением наиболее органично вписаться в общий цвето-световой ландшафт города и продиктовано необходимостью максимально бережного отношения к флоре и фауне водной артерии. Световые приборы оснащены функцией диммирования, что позволяет "выровнять" уровень освещенности более коротких пролетов по сравнению с более длинными, и при необходимости "приглушить" общую световую интенсивность. Управление диммером может осуществляться дистанционно по протоколу DMX (RDM) либо при помощи ИК ПДУ. Каждый прибор CAPITAL 300 оснащен встроенным инфракрасным приемником, используемым для настройки параметров работы.
CAPITAL 300 — семейство мощных светодиодных прожекторов GRIVEN. Стандартные исполнения предусматривают возможность использования монохромных single-chip и полноцветных multi-chip светодиодов в цветностях White (с широким диапазоном цветовых температур белого), Dynamic White (динамичный белый, с возможностью регулировки цветовой температуры в диапазоне 2700-6500K) и RGBW (для работы с цветом). Широкий спектр предлагаемой вторичной оптики в диапазоне от ультра спот до экстра широкой в значительной степени увеличивает гибкость использования при решении самых необычных задач освещения. Список аксессуаров содержит внушительный набор вспомогательных инструментов — от всевозможных бленд до защитных механических экранов. По заказу прожекторы CAPITAL 300 могут быть выпущены в исполнении POLAR EDITION.
В процессе проектирования осветительной установки принимались во внимание отражающие свойства материала арки и оценивались возможные воздействия отраженного света на вспомогательные элементы конструкции. Так, массивные опорные элементы оказались равномерно и вполне достаточно освещены за счет света, отраженного поверхностями арок. Естественное градиентное снижение уровня освещенности вертикальных поверхностей опорных элементов по направлению сверху вниз создает визуальную целостность конструкции моста и элегантную световую умеренность.
Стоит отметить, что в различные сезоны отличается и визуальная считываемость освещения. Так зимой, когда река замерзает и покрывается льдом и снегом, добавляется вспомогательный визуальный эффект от освещения пространства под мостом. Для различных состояний чистого снега, в зависимости от его структуры, плотности и влажности, коэффициент отражения по разным данным может достигать от 60% до 95%. При этом снег отражает свет диффузно, и отраженная составляющая может и должна быть учтена в расчётах, тем более что ее вклад в вертикальную освещенность доходит до 30 и более процентов. И наоборот, оптические свойства водной среды, совершенно иначе влияют на визуальное восприятие светового ансамбля моста в теплое время года. С различных видовых точек наблюдаются занятные световые эффекты, связанные с отражающими способностями поверхности воды и меняющиеся в зависимости от различных факторов — собственно состояния водной поверхности (в штиль или волнение), естественной освещенности неба, облачности и пр.
В процессе разработки проекта архитектурно-художественного освещения решена задача формирования целостности визуального восприятия архитектурного ансамбля с главных видовых точек. Количество и перечень видовых точек выбраны на основании результатов анализа природного рельефа, ландшафта городской среды и структуры застройки территорий, прилегающих к съездам с моста. Предложенная концепция предусматривает одинаково хорошую читаемость архитектуры Молитовского моста и его гармоничное вплетение в общую световую канву города.
Концепция освещения и проектирование: ООО "Светопроект"
Поставка оборудования: ООО МСК "БЛ ГРУПП"
Фото: Татьяна Кощеенко, Игорь Иванов, Андрей Орехов
Для написания статьи использованы материалы следующих ресурсов:
https://www.nn.ru
https://fb.ru/article/362890/soedinyayut-berega-mostyi-nijnego-novgoroda
https://pravda-nn.ru/articles/naveli-mosty-chem-izvestny-krupnejshie-perepravy-nizhnego-novgoroda/
https://pastvu.com