Новая концепция архитектурного освещения афинского Акрополя и его памятников реализована в прошлом году и по-прежнему является одним из самых заметных международных событий в области художественного светового дизайна. Впечатляющий проект разработан студией Eleftheria Deko and Associates под управлением непревзойденной Элефтерии Деко — основателя компании, художника по свету, профессора школы театральных искусств при Университете Аристотеля в Салониках. В портфолио Элефтерии более 450 театральных постановок, свет для оперных представлений и музыкальных концертов, мультимедийные шоу, художественные инсталляции и выставки. Наиболее выдающиеся проекты отмечены наградами не только в Греции, но и на международных конкурсах по всему миру.
К нашему великому удовольствию, для освещения южной стены Акрополя специалисты Eleftheria Deko выбрали семейство светодиодных линеек GRIVEN PARADE S.
30 сентября 2020 года миру было представлено новое освещение Акрополя и его памятников, выполненное по заказу и при поддержке фонда Onassis Foundation. Оглядываясь спустя год на этот удивительный опыт и имея за спиной целую плеяду заслуженных наград, Элефтерия Деко по-прежнему с энтузиазмом относится к задачам, предложенным решениям, развитию и результатам этого монументального проекта.
Выступая в роли ведущего художника по свету, Элефтерия делится своими впечатлениями:
"Данный проект кардинально отличается от всего, что мы делали до сих пор. Весь процесс стал для нас многомерным путешествием. С первых посещений объекта мы почувствовали и поняли, что должны оставить в стороне наши имеющиеся познания и опыт в области светового дизайна, и в первую очередь сосредоточиться на том, чтобы "услышать" памятник. Это сродни тому, чтобы попытаться услышать наших предков, перечитать и проникнуться историей и древнегреческой культурой. Сама по себе эта задача — величайшая честь и громадная ответственность!
Я провела много часов, наблюдая за монументами Акрополя в различное время суток — утром, в полдень (когда свет более жесткий), во время захода солнца, в сумерках, под луной и в полной темноте. Просто попробуйте представить восприятие каменных и мраморных скульптур в приведенных выше вариантах естественного освещения... Эти полевые наблюдения легли в основу разработки наших основных решений. Естественно, я должна была добиться идеального восприятия Акрополя как части города, а также обеспечить его логичное сочетание с современным городским ландшафтом. Мы многократно отдалялись от самого объекта, чтобы увидеть Акрополь из различных районов. Акрополь и Парфенон видны из многих точек города, некоторые видовые точки находятся ближе, а некоторые дальше. Пока вы остаетесь на холме, вас переполняет чувство восхищения и трепета перед самим Акрополем! По мере того, как вы удаляетесь, вы начинаете осознавать его масштабы и выделяете основные элементы. Эти наблюдения помогли определить три основных составляющих — сам холм, стены и памятники. Каждый из них несет в себе символику своего времени, и это вдохновило нас на создание световых слоев с дифференциацией по цветовым температурам и интенсивности.
Кроме того, при работе с памятниками мы хотели подчеркнуть трехмерность скульптур и колонн, выделить их малейшие детали, создать необходимую глубину резкости для того, чтобы многообразие форм и объемов можно было различить издалека. Принятие тех или иных оттенков белого различными материалами стало началом нашего исследования. Мы провели громадное количество тестов и попытались добиться наиболее подходящих световых сочетаний для Парфенона, храма Афины Ники, Пропилей, Эрехтейона и других 13 монументов, для того… чтобы воспроизвести их истинное неповторимое восприятие!"
По своей геоморфологии Акрополь с доисторических времен считался убежищем, и именно поэтому окружен фортификационными стенами, возведенными вдоль вершины холма в разные исторические периоды. После ухода персов город Афины и Акрополь были окружены новыми стенами — северной (Фемистоклева стена) и южной (стена Кимона), возведенными в 467 году до нашей эры.
Согласно предложенной концепции, освещение южной стены должно быть сдержанным и мягким, с размытыми верхними краями, создающее сдержанный фон для находящегося выше Парфенона. Теплый белый с цветовой температурой 3000K служит плотной и в то же время умеренной основой для более яркого Парфенона, являющегося бесспорной доминантой.
Из интервью с Элефтерией Деко:
"С технической точки зрения новая схема освещения потребовала использования индивидуального типа светильников с максимально возможным световым выходом, возможностью регулировки интенсивности свечения и функцией регулировки цветовой температуры белого в диапазоне от 2700K до 5000K. Мы используем 12 едва различимых гармоничных оттенков белого света, а использование DMX позволяет обеспечить независимое управление каждым прибором в части упомянутых параметров. Требование к высокому индексу цветопередачи обусловлено необходимостью создания оптимального освещения, призвано подчеркнуть истинные цвет и текстуру камня и пантеликонского (пантелийского) мрамора."
Характеризуемые мощным световым выходом и непревзойденной равномерностью светового покрытия (условия, часто требующиеся в крупномасштабных проектах), светодиодные светильники линейного типа GRIVEN PARADE S установлены у основания южной стены. Приборы с белыми диодами 3000K и широкой эллиптической оптикой обеспечивают равномерное освещение в теплом тоне, подчеркивают тектонику и особенности текстур. Корпуса светильников окрашены в специальный заказной матовый цвет, наиболее близко сочетающийся с цветом стен.
Символ классического искусства и культуры, афинский Акрополь и его памятники являются одними из самых важных и узнаваемых достопримечательностей в мире. Мы счастливы быть причастными к этому удивительному и великолепному по своей красоте световому проекту, и выражаем глубокую признательность Элефтерии Деко и ее команде за оказанное доверие и выбор наших приборов для реализации своих творческих идей.
Заказчик: Onassis Foundation, Министерство культуры Греции
Световой дизайн: Eleftheria Deko and Associates, Греция
Инсталляция: Gravani Lighting
Фото: Gavriil Papadiotis, Eleftheria Deko, Stelios Tzetzias (Studio On)