+7 (499) 734-20-17
info@griven-russia.com

Свет для исторического фасада "Екатеринбург Арена"

Историческая справка

Первое спортивное сооружение на месте нынешнего стадиона появилось в 1900 году, когда екатеринбургский купец и меценат Камалетдин Агафуров построил на свободном участке возле Московского тракта велодром. Первое в Екатеринбурге многофункциональное спортивное сооружение представляло собой эллипс окружностью в треть версты, выкопанный в косогоре и тщательно засыпанный песком со шлаком. Место было огорожено забором. Внутри было помещение для публики, открытый деревянный павильон. Места для посетителей состояли из первого ряда стульев, шестнадцати лож и двух рядов задних скамеек. Открытие велодрома послужило толчком для развития других видов спорта в Екатеринбурге — легенькой атлетики, гимнастики, крокета, тенниса и футбола.

В 1925 году на месте велодрома началось строительство Уральского областного стадиона имени В.И. Ленина. Областной стадион, располагающий футбольным полем и беговыми дорожками, был торжественно открыт 22 июля 1928 года. Деревянные трибуны нового стадиона расположились с южной стороны поля и были рассчитаны на 5 тысяч зрителей. В начале 1932 года возникли планы по сносу стадиона для расширения находившегося по соседству медицинского городка, и городскими властями даже было принято соответствующее решение. Однако против этого выступила вся спортивная общественность во главе с Уральским областным советом физкультуры, и в итоге стадион отстояли. Летом того же года Уральский областной стадион стал главной ареной Урало-Кузбасской спартакиады — крупнейшего спортивного мероприятия, проведённого в Свердловске в годы первых пятилеток. В соответствии с постановлением президиума ВЦСПС от 1 июня 1936 года "Об организации добровольных спортивных обществ" областной стадион был передан ДСО "Металлург Востока" и ему присвоено одноименное название. В начале 1950-х годов назрела необходимость строительства более вместительного стадиона — футбол в Свердловске в эти годы достиг наибольших успехов. Официальной причиной сноса старых построек стало заключение пожарной службы — деревянные трибуны не соответствовали требованиям пожарной безопасности.

Проект нового стадиона был разработан авторским коллективом Свердловского отделения общесоюзного проектного института "Промстройпроект". В его состав входили руководитель архитектурной группы С.А. Васильев, архитекторы К.К. Никулин и Ю.А. Владимирский, конструкторы А.Ф. Коваленко и Б.Ф. Масленников. Строительство началось в 1953 году и завершилось 26 июня 1957 года. При строительстве стадиона были задействованы немецкие военнопленные, в том числе различные специалисты различного профиля — строители, инженеры и даже архитекторы. Большую спортивную арену стадиона образовывали две трибуны — западная и восточная, суммарной вместимостью 27 тысяч зрителей. Под западной трибуной расположились атлетический и гимнастическо-игровой залы, врачебные кабинеты, судейская комната, пресс-центр, гардеробные, холлы отдыха для спортсменов, буфеты. Под восточной трибуной — гостиница, кафе, радиоузел, инженерные службы. Помимо этого в составе спортивного комплекса были построены несколько тренировочных полей, малая арена для хоккея с шайбой, также оборудованная трибунами для зрителей, поле для хоккея на траве, теннисные корты, баскетбольная, волейбольная площадки. На этапе проектирования стадион все еще назывался "Металлург Востока", однако в итоге спортивному комплексу было решено присвоить название "Центральный". После ввода в строй Центральный стадион Свердловска входил в десятку лучших спортивных сооружений Советского Союза.

Архитектура стадиона "Центральный"

Стадион "Центральный" является памятником архитектуры сталинского неоклассицизма. Основная композиционная нагрузка возложена на большую спортивную арену, образованную трибунами, ориентированными по сторонам света — западной и восточной. Наружный контур большой арены выполнен в виде круга со вписанным овалом спортивного поля. Восточная трибуна, оформляющая главный вход на стадион со стороны улицы Репина, представляет собой симметричную композицию убывающего по высоте объема с четырехэтажной остекленной центральной частью, выделенной шестиколонным портиком дорического ордера с парапетной стеной. Стены убывающей части трибуны подчеркнуты нишами с лучковым завершением. В оформлении фасада трибуны были широко применены архитектурно-декоративные элементы, характерные для советского неоклассицизма, а также монументально-декоративное искусство, выраженное в использовании скульптур, различного рода вазонов и знамен. Западная трибуна, ориентированная на улицу Пирогова, решена в аналогичном исполнении, но без портика — его роль выполняют шесть квадратных полуколонн, на которые установлены такие же скульптуры в стиле соцреализма, как и на портике восточной трибуны. До реконструкции стадиона восточная и западная трибуны были объединены между собой глухими стенами с въездными воротами, которые были отмечены с обеих сторон гранеными обелисками с установленными на них канделябрами.

Уличная часть комплекса была огорожена оградой с двумя входными группами со стороны улиц Репина и Пирогова. Ограждение главной восточной входной группы, выходящей на улицу Репина, представляло собой два невысоких вогнутых объема, в которых располагались кассы, фланкированные с одной стороны пилонами со скульптурными группами, с многосекционными металлическими воротами и разделительными турникетами. Ограждение западной входной группы, выходящее на улицу Пирогова, состояло из двух небольших объемов, в которых располагались кассы на одно окно и многосекционные металлические ворота с разделительными турникетами. Территория стадиона была ограничена ограждением, состоящем из секций металлических решеток с каменными столбами. В оформлении решеток использовалось чугунное литье.

"Екатеринбург Арена"

"Екатеринбург-Арена" — единственная площадка Чемпионата мира по футболу 2018, которая не строилась специально для него, а появилась в результате реконструкции уже существовавшего стадиона "Центральный".

Решение о переделке главного стадиона Екатеринбурга в арену для футбольных матчей мирового уровня согласно требованиям ФИФА вызвало немало споров. Во-первых, не так давно он уже с трудом пережил реконструкцию, затянувшуюся на годы и изменившую его облик. Во-вторых, казалось, что увеличить вместимость до минимально положенных 35 тысяч мест невозможно, поскольку необходимо сохранить исторический фасад. Расположение стадиона возможности для маневра не оставляло: он тесно зажат между больничными корпусами, территорией Уральского медицинского университета и жилой застройкой. Решить задачу можно было лишь увеличив стадион в высоту, в связи с чем фланги переменной высотности подняли вровень с парапетными стенами.

Кровля стадиона имеет нетипичную вогнутую конструкцию. Крыша выполнена из двух металлических колец, которые соединяются между собой 54 балками. С их помощью внутреннее кольцо крыши крепится к внешнему, а внешнее опирается на восемь пилонов высотой 45.5 метров, которые обеспечивают устойчивость всей конструкции. Основные металлические конструкции навеса весят около 7.5 тыс. тонн — почти столько же весят металлоконструкции главного символа Парижа — Эйфелевой башни (7.3 тыс. тонн). На металлоконструкции уложено эластичное покрытие из тентовой полимерной ткани, которое отличается повышенной прочностью и низкой светопроницаемостью и защищает зрительские места как от осадков, так и от яркого солнца.

Еще одна особенность, которая отличает "Екатеринбург Арену" от других принимающих гостей стадионов — сборно-разборные трибуны, из-за которых стадион прозвали ушастым. Конструкции позволили увеличить вместимость до 35 тысяч. Когда строительные работы по возведению конструкций на южной и северной сторонах стадиона только начались, выносные конструкции стали предметом насмешек и негативных отзывов. Со стороны кажется, будто трибуны находятся за территорией стадиона, поэтому внешне арена выглядит не очень привлекательно. Конструкция открыта со всех сторон, и от высоты на них иногда становится не по себе. Другой важный минус таких трибун — отсутствие над ними крыши. Несмотря на то, что конструкция не выглядит надежно, строители уверяют, что срок службы сборно-разборных трибун может даже больше, чем у основных. После чемпионата трибуны планируют демонтировать, а стадион закольцевать.

Исторический фасад

Фасад здания стадиона "Центральный ", а ныне исторический фасад "Екатеринбург Арена", признан объектом культурного наследия как пример общественного спортивного сооружения середины XX века.

В ходе реконструкции фасад удалось сохранить, но исторический желтый цвет стен на финальном этапе строительства решили заменить на табачный оттенок серого, чтобы стадион гармонично вписывался в городскую среду. Специалисты отреставрировали наружные стены спортивного сооружения, оставив исторические стены западной и восточной трибун, здания восточных и западных билетных касс с воротами, а также участок исторической металлической ограды с кирпичными столбами.

Строители сохранили лепной декор и другие исторические элементы входной группы. Были отреставрированы скульптуры фасада — сталевар, девушка с факелом, футболист, стрелок, лыжница и рабочий. По авторским эскизам воссоздали барельефы и вазоны, которые ранее существовали только на бумаге. С внутренней стороны выполнена отделка исторических стен клинкерным кирпичом — материалом, сочетающимся и с историческим фасадом, и с металлическими опорами новой арены. Старые и новые стены соединяются между собой металлическими перемычками.

Свет для исторического фасада

С точки зрения архитектуры визитной карточкой "Екатеринбург Арены", и одновременно основной доминантой исторического фасада, является главный вход на стадион со стороны улицы Репина (восточная трибуна). Именно главной входной группе, выделенной шестиколонным портиком, и отведена определяющая роль проекта архитектурно-художественно освещения. При разработке общей концепции колонны входной группы приняты в качестве отправной точки, задающей тон и дальнейшее развитие стилистики освещения всей конструкции комплекса.

В основании каждой из шести колонн попарно установлены прожекторы встраиваемого типа GRIVEN DUNE MC. Поскольку дебаты о цвете исторического фасада не утихали до самого последнего момента, было принято решение о необходимости использовании прожекторов в исполнении Dynamic White (динамичный белый). С технической точки зрения это означает использование так называемой мультичип (multichip) технологии — светодиодной матрицы на основе светодиодов различной цветности, которые объединены в общем корпусе и накрыты общей вторичной оптикой. Аббревиатура MC в названии прибора как раз и свидетельствует об использовании MultiChip технологии. Применительно к нашему конкретному случаю (Dynamic White) каждый светодиодный кластер представляет собой сочетание четырех излучателей: одна пара — "теплая" — с цветовой температурой 2700K, и вторая — "холодная" — с цветовой температурой 6500K. В зависимости от интенсивности свечения каждой из двух пар и смешения спектра излучения возможна регулировка цветности общего светового потока. Управление интенсивностью свечения осуществляется по протоколу DMX 512.

Принимая во внимание общее количество световых точек, задействованных в проекте АХП (или АХО, кому как привычнее), а в данном проекте их тысячи, прожекторы DUNE MC предложены в исполнении с поддержкой RDM. По сути это то же самый DMX протокол, но с функцией обратной связи. Осветительная установка, спроектированная с возможностью управления по протоколу RDM (Remote Device Management), в значительной степени облегчает жизнь специалистам, разрабатывающим и эксплуатирующим систему управления. Не выходя из диспетчерской оператор имеет возможность сконфигурировать приборы в таблице подключений, дистанционно присвоить адреса DMX, в режиме онлайн получить информацию о состоянии прибора в тот или иной момент времени.

Прожекторы DUNE MC равномерно "протягивают" колонны по всей высоте. Предусмотренное снижение освещенности в самой верхней точке колонны позволяет акцентировать внимание и подчеркнуть визуальную легкость тематических скульптур, венчающих каждый из шести массивных элементов.

Освещение доминантной группы колонн западной трибуны решено аналогичным способом.

В целях создания неразрывности архитектурного образа, колонны ниш на стенах убывающей части трибун также освещаются при помощи прожекторов DUNE MC. У основания каждой колонны установлено по одному прибору. Возможность управления, здесь имеется в виду возможность диммирования, позволяет подобрать оптимальную интенсивность свечения в зависимости от высоты освещаемого элемента.

Стоит упомянуть, что часть прожекторов DUNE MC для данного проекта поставлена в заказном исполнении с фланцем заданной формы.

Предложенная схема освещения позволяет элегантно выделить и подчеркнуть исторический фасад стадиона-легенды, напомнить о великих свершениях в области советского инженерного дела, строительного и архитектурного искусства, ну и конечно же о спортивных достижениях.

Классический белый свет визуально делит здание на две части — две совершенно разные эпохи, сплетенных в единое целое и гармонично сосуществующие друг с другом. Возможность регулировки цветовой температуры способствует бесшовному соединению этих самых эпох — богатой истории ушедшего доброго, выраженного в невысокой изящной архитектуре теплых тонов, и неизведанного будущего, явившегося в замысловатом сплетении строгих и бездушных металлических конструкций.

Спецификация использованного оборудования

Разработка концепции освещения, проектирование, поставка и монтаж оборудования: МТ Электро, г. Екатеринбург
Фото: пресс-служба ФГУП "Спорт-Ин", ТАСС, E1.RU

Для написания статьи использованы материалы сайтов:
https://archi.ru
https://www.the-village.ru
https://ru.wikipedia.org