+7 (499) 734-20-17
info@griven-russia.com

Освещение Свердловской филармонии, Екатеринбург

О филармонии

Нынешнее здание Свердловской государственной академической филармонии было задумано в 1913 году как Деловой клуб промышленников и купцов, и изначально предназначалось для переговоров и заключения сделок. Проект воплощен в жизнь в 1917 году по проекту архитектора Константина Бабыкина. Незавершенные по причине революционной смуты внутренние отделочные работы возобновились в 1920 году, а открытие для посетителей состоялось лишь в октябре 1926 года. Поскольку купцы и промышленники к тому времени исчезли как класс, клуб перешел в ведение советских инженерно-технических работников и работников народного хозяйства. Клуб был примечателен своим фасадом, выполненным в стиле "модерн" и прекрасным концертным залом.

В первые годы существования Делового клуба на его сцене выступали такие знаменитости, как Сергей Лемешев, Иван Козловский и Леонид Утесов, проводили свои первые сезоны Театр юного зрителя и Театр музыкальной комедии. Здесь выступал с докладом нарком просвещения Анатолий Луначарский (позже в областной газете появилась его статья "Город в лесах" с впечатлениями от активно развивающегося Свердловска — помимо прочего в статье был и восторженный отзыв о здании Делового клуба) и читал свои стихотворения Владимир Маяковский. А в апреле 1934 года в зале Делового клуба состоялся первый концерт симфонического оркестра Радиокомитета под управлением Марка Павермана.

Свердловская филармония была создана в 1936 году на базе Симфонического оркестра Свердловского радиокомитета, Хора Облпрофсовета, артистических сил областных театров (Постановление № 4541 Президиума исполнительного комитета Свердловского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов). После Московской и Ленинградской филармоний она стала третьей государственной концертной организацией страны.

Первый филармонический сезон был открыт 29 сентября 1936 года. Филармонический оркестр (бывший Симфонический оркестр Свердловского областного радиокомитета), созданный Марком Израилевичем Паверманом, выступил под управлением маэстро Владимира Савича.

В 1939 году на своем авторском концерте в филармонии Дмитрий Шостакович представил Первый фортепианный концерт. В 1940-е годы в филармонии созданы Уральский русский народный хор и отдел пропаганды музыки и литературы. У филармонического концертного зала появляется первый филиал, разместившийся в здании суконной фабрики в Арамиле.

С началом Великой Отечественной войны симфонический оркестр был расформирован, а музыканты отправлены на фронт. Оставшиеся исполнители под руководством М.И. Павермана и А.М. Когана выступают в клубах, на агитпунктах и в госпиталях, выезжают в действующую армию. В филармоническом зале тоже звучит музыка, которую в том числе исполняют эвакуированные из Москвы и Ленинграда артисты. Первым полноценным послевоенным сезоном становится сезон 1945-1946 гг.

В 1960-е годы, во время хрущевской "оттепели", на филармонической сцене выступают гастролеры из Болгарии, ГДР, Кубы, Польши, Чехословакии, Японии.

Приказом Министерства культуры РФ № 294 от 26.05.1998 г. Свердловской филармонии присваивается звание "академическая". Филармония включается в реестр объектов культурного достояния Свердловской области.

В 2009 году Свердловская филармония в числе первых принимает автономию. К этому времени она представляет собой крупнейший концертный холдинг. Основные коллективы: Уральский академический филармонический оркестр, творческий партнер УАФО Симфонический хор и "кузница" кадров — оркестровая академия "Уральский молодежный симфонический оркестр". Концертное пространство включает: исторические залы филармонии, областные городские филармонические залы и Виртуальный концертный зал, объединяющий организованных слушателей "филармонических собраний" и свободных посетителей online-трансляций.

В настоящее время Свердловская филармония играет определяющую роль в развитии концертной деятельности в области академической музыки.

Архитектурное освещение

В рамках реконструкции здание филармонии обрело новую современную осветительную установку.

В основу решения, предложенного ведущими специалистами индустрии светового дизайна, заложено сочетание классических методов архитектурного освещения с совершенно новыми приемами, базирующимися на вовлечении наблюдателя в атмосферу происходящего внутри здания и подчеркивающими роль здания в городской жизни. Речь идет об использовании так называемой медиа архитектуры (или световой графики).

Классические методы реализованы при помощи светодиодных RGBW приборов. Наличие белой компоненты и возможность диммирования позволяют избежать излишне ярких и неуместных цветовых комбинаций. Для сценариев используются исключительно мягкие оттенки определенных цветов, формирующие целостность и сдержанность светового решения, подчеркивающие образ здания в ночном ландшафте города. Световой каркас акцентирует основные архитектурные особенности фасада филармонии — массивные колонны, карнизы, арочные элементы, лепнину и элементы декора. Именно баланс и качество света формируют академическую элегантность и завершенность композиции.

Освещение колонн выполнено при помощи прожекторов CORAL с узкой и средней оптикой. Приборы установлены попарно у основания колонн и нацелены снизу вверх. Мощность светового выхода позволяет равномерно "протянуть" освещаемые поверхности, не зацепив при этом примыкающие окна.

Смысловое визуальное продолжение колонн подчеркивается компактными светодиодными светильниками JADE 16. Цилиндрический корпус прибора гармонично вписан в структуру фасада и ничем не выдает своего присутствия. Оптика MEDIUM акцентирует внимание на базовых элементах и не создает паразитной засветки прилегающих поверхностей.

Отдельное внимание уделено проработке лепных панно. Трехмерность восприятия, формирование теней и доступность чтения скульптурных изображений проработаны при помощи миниатюрных светодиодных светильников MICRO-CLIP MK2. Приборы установлены на карнизах и мягко заполняют затейливые объемы. Специально для этого проекта разработана модификация светильника в заказном исполнении RGBW (стандартно прибор выпускается в исполнении RGB).

Равномерное световое покрытие элементов над колоннами реализовано с использованием компактных светодиодных линеек MICROPARADE с оптикой WALL WASH (кососвет). Приборы в трех типовых размерах длины позволяют сформировать непрерывную световую линию необходимой протяженности.

Все световые приборы, нацеленные снизу вверх, выполнены в модификации POLAR EDITION. Данная технология предполагает наличие встроенной автоматической интеллектуальной системы очистки светящей поверхности и корпуса прибора от снега и льда, применение специализированных соединительных кабелей и электрических разъемов.

Вторая, не совсем обычная и можно сказать авторская часть проекта, коснулась проработки возможности использования окон, занимающих значительную площадь главного фасада. Пять стеклянных поверхностей искусно трансформированы в светодиодные экраны, несущие медийную составляющую и дополняющие общую канву дизайнерского светового решения. Согласно одному из сценариев, в каждом из окон воспроизводятся движущиеся фигуры музыкантов. С точки зрения смысловой нагрузки такое решение позволяет приоткрыть завесу и проникнуть внутрь филармонии потенциальным посетителям, в данный момент находящимся за пределами концертного зала. Медиафасад дополняет классическую световую архитектуру, позволяет наблюдателю понять профессиональную принадлежность и назначение объекта, наполняет здание дополнительными будоражащими воображение смыслами. Технически решение реализовано при помощи светодиодных пиксельных панелей. Необходимое оборудование интегрируется непосредственно в имеющуюся конструкцию и предназначено для воспроизведения полноцветного динамического контента.

В общей сложности авторами проекта разработано около 20 световых сценариев для различных событий. Например, "джазовый сценарий" прекрасно зарекомендовал себя во время проведения фестиваля "Ночь музыки".

Универсальная система управления имеет двухуровневую структуру. В качестве головного устройства выступает персональный компьютер с мощным программным обеспечением. Вспомогательные контроллеры второго уровня используются для управления медиафасадом и группами световых приборов. Функциональные возможности системы предоставляют художнику по свету практически неограниченные возможности в реализации творческих решений.

Предложенный комбинированный вариант освещения успешно работает в повседневном статичном режиме, а в праздничные дни за счет световой динамики в значительной степени преображает внешний облик объекта и создает незабываемую атмосферу волшебства.

Спецификация использованного оборудования

Разработка концепции освещения, проектирование, поставка и монтаж оборудования: МТ Электро, г. Екатеринбург
Фото: МТ Электро, г. Екатеринбург

Для написания статьи использованы материалы сайтов:
https://www.sgaf.ru
https://nashural.ru/mesta/sverdlovskaya-oblast/sverdlovskaya-filarmoniya