+7 (499) 734-20-17
info@griven-russia.com

Освещение базилики, Santuario de Loyola, Испания

Игнатий де Лойола

Один из самых известных в истории басков — Игнатий (Иньиго, Игнасио) де Лойола, в настоящее время более известный как Святой Игнатий — родился в 1491 году в фамильном замке в городе Аспейтия, провинция Гипускоа, северная Испания. Сын лорда Лойолы, представителя известной баскской семьи, был приближен к королевскому двору с самого детства. В молодые годы Игнасио завоевал достаточно противоречивую репутацию, поскольку был известен своими пристрастиями к азартным играм, вспыльчивостью и участием в фехтовальных дуэлях. "Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дешево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…" — так писал о себе Игнатий впоследствии. В возрасте 30 лет в чине офицера он участвовал в обороне Помплоны. Во время осады был ранен пушечным ядром, которое проскочило между ногами, ранило одну и сломало другую. После нескольких операций ему становилось все хуже и врачи, не верившие в его выздоровление, посоветовали Игнасию исповедаться. Его причастили и соборовали, однако ночью произошло внезапное улучшение. В последовавший затем период выздоровления Игнатий прочел хранившиеся в семейной библиотеке книги — "Жизнь Иисуса Христа" картезианца Рудольфа и один том "Жития святых". Книги произвели на него глубочайшее впечатление. Путь в веровании был непростым, но в результате Игнатий принял сан католического священника, стал выдающимся теологом и позже основал религиозный орден иезуитов.

Храмовый комплекс Santuario de Loyola

Дом, в котором родился Игнатий и известный как "Casa Natal", был построен в эпоху феодализма. Похожий на средневековую крепость, его стены достигают в толщину до двух метров и оборудованы бойницами. В 1551 году первые иезуиты проявили большой интерес к месту рождения Игнатия. После канонизации 12 марта 1622 года Общество Иисуса приняло на себя обязательство о содействии в сохранении места, где основатель ордена иезуитов испытал "просветление". В 1681 году общество получило дом в собственность, после чего начались строительные работы по возведению храмового комплекса, известного теперь как Святилище Лойолы (Santuario De Loyola). В наши дни комплекс Santuario de Loyola является местом поклонения паломников и многочисленных верующих.

Базилика

Спроектированная итальянским архитектором Карло Фонтана, базилика находится в самом центре комплекса, и прекрасно балансирует его главный фасад протяженностью около 150 метров. Первый камень был заложен 28 марта 1689 года, а освящение здания состоялось 31 июля 1738 года на праздник Святого Игнатия. Конструкция базилики, над которой в течение нескольких лет работало 600 каменщиков, сложена из больших блоков известняка, добытого в каменоломнях близлежащей горы Izarraitz. Украшенный колоннами, капителями и фризами с предшествующим широким портиком, выполненным в типичном для барокко стиле, величественный вход в базилику увенчан массивным куполом высотой 65 метров с диаметром 20 метров. Добродетели Веры, Надежды, Религии, Милосердия, Благоразумия, Справедливости, Стойкости и Умеренности размещены в основании купола. Над ними находятся фамильные гербы Габсбургов и Бурбонов, участвовавших в финансировании строительства. Дом, в котором Игнатий испытал "просветление", полностью встроен в базилику, а личная комната святого обращена в капеллу.

В 2017 году в рамках проекта по подготовке к празднованию 500-летия основания ордена иезуитов, которое будет отмечаться в 2021 году, Общество Иисуса приняло решение о необходимости обновления системы наружного освещения для базилики. Желание модернизировать осветительную установку основано на необходимости снижения затрат, связанных с энергопотреблением, заменой вышедших из строя ламп и стремлением улучшить качество освещения в целом. По результатам изучения исходной документации и жестких технических требований, связанных с возможностью размещения световых приборов только в заранее заданных точках, регламентирующих допустимые оттенки белого цвета и четко прописанные уровни освещенности, равномерности освещенности и яркости, отсутствие светового загрязнения — разработан проект, учитывающий самые специфичные пожелания заказчика.

В соответствии с проектом, выделены три основных зоны, составляющие архитектурную целостность объекта и подлежащие освещению — входная группа, главный купол с крышными постройками, лантерна.

Входная группа

В основании фронтальных колонн установлены 12 светодиодных прожекторов JADE 16. Приборы выбраны в исполнении с диодами теплого белого света, нацелены по касательной снизу вверх и подчеркивают доминантные архитектурные формы, гармонично сочетая их со вторым слоем освещения сводчатой галереи. Два световых прибора этой же серии акцентируют арку основного прохода и фамильные гербы. Компактные и очень эффективные в части светового выхода прожекторы JADE филигранно вписаны в экстерьер и ничем не нарушают общее восприятие объекта в светлое время суток.

Купол

В целях обеспечения высокой равномерности освещения поверхности купола, группы прожекторов POWERSHINE MK2 S с широкой и средней оптикой установлены по его периметру. Выбор точек установки и углы нацеливания определены в результате кропотливой инженерной работы, светотехнических расчетов и серии натурных испытаний, предварительно проведенных на объекте. Четыре прожектора POWERSHINE MK2 S с широкой оптикой размещены на крыше в основании купола и обеспечивают освещение практически плоской фронтальной части. Еще 13 приборов с оптикой MEDIUM установлены по периметру и предназначены для освещения изогнутых поверхностей купола. Предложенная схема обеспечивает равномерное однородное освещение по всей поверхности купола, позволяет избежать теней от вспомогательных архитектурных форм (колокольных башен). Принимая во внимание сложную форму и типичные ошибки, допускаемые при освещении куполов, можно сказать, что этот купол удался как никогда академично и "по учебнику".

Для освещения колокольных башен (или часовен), находящихся на одном уровне с главным куполом, использованы прожекторы EMERALD с диодами теплого белого цвета и экстра широкой оптикой. Приборы установлены в основании башен и равномерно заливают основные поверхности, полностью исключая возможность светового загрязнения. Акцентное освещение остроконечных пинаклей на крыше часовен выполнено при помощи прожекторов JADE 16 с широкой оптикой. Во избежание теней, создаваемых пинаклями на теле основного шпиля часовни, в основании шпиля установлены прожекторы JADE 16 с оптикой NARROW и нацелены на его поверхность снизу вверх. Концепция освещения часовен основана на так называемом многослойном освещении, подчеркивает глубину объемов и архитектурных форм.

Лантерна

Лантерна — небольшая башенка на куполе базилики, через которую внутрь церкви попадает "верхний" свет. Зачастую площадь ее остекления превышает площадь самого фасада. Это традиционный элемент и распространенный инструмент архитектурного стиля барокко, который благодаря своим пропорциям и дизайну логично завершает форму основного купола. Шесть светильников JADE 16 WARM WHITE с узкой оптикой отрабатывают прострелы между окнами лантерны, еще шесть приборов этого же типа с широкой оптикой заливают поверхность пинакля. Один прожектор JADE 16 c узкой оптикой нацелен на крест.

Продуманный выбор световых приборов, мощностей, оптик, и последующее прецизионное нацеливание позволили обеспечить целостность создаваемого визуального эффекта, композиционно сбалансировать освещаемые элементы, элегантно и мягко подчеркнуть красоту и великолепие старинной церкви.

Спецификация использованного оборудования

Заказчик: Society of Jesus, Santuario de Loyola
Световой дизайн: Raffaele Vincelli, GRIVEN S.R.L.
Инсталляция: MONTAJES ELÉCTRICOS GAU ARGI S.L
Управление проектом: Paulo Azkue, MONTAJES ELÉCTRICOS GAU ARGI S.L
Фото: Aitor Rodríguez, Foto Ángel

Видео