+7 (499) 734-20-17
info@griven-russia.com

Большая Сибирская гостиница Н.Д. Стахеева, г. Москва

Н.Д. Стахеев

История рода купцов и промышленников Стахеевых насчитывает более полутора веков. Свою торговую деятельность они начали в 18 веке, а в середине следующего столетия елабужские купцы братья Иван и Дмитрий Стахеевы торговали хлебом, сахаром и чаем уже почти на всей территории Российской империи.
Один из самых известных представителей этой династии — потомственный почетный гражданин коммерции советник Николай Дмитриевич Стахеев — человек, обладавший неординарными коммерческими способностями. Будучи известным чаепромышленником, он занимался также торговлей зерном, драгоценными металлами и нефтяными продуктами, держал ткацкие мануфактуры. В целях оптимизации перемещения своих товаров Стахеев организовал крупную транспортную сеть, в которой использовались поезда и корабли. В конце 19 века Стахеев переезжает в Москву и начинает скупать старые дворянские особняки и строить на их месте доходные дома. Сфера его торговой деятельности развивалась с каждым годом и к началу 20 века годовой оборот фирмы составлял около 80 миллионов рублей.
Николай Дмитриевич Стахеев был страстным коллекционером. Любовь к искусству он унаследовал от своей матери Александры Ивановны — родной сестры известного художника Ивана Ивановича Шишкина.
Как человек обладающий огромным состоянием, Н.Д. Стахеев жил "на широкую ногу" — делал вложения в недвижимость, совершал крупные приобретения, любил путешествовать, часто ездил во Францию, где проявил себя заядлым игроком. В Париже всегда готовились к его приезду и всегда знали, что приедут "большие деньги". Однажды Стахеев проиграл в казино 15 миллионов золотых рублей (огромные деньги по тем временам... строительство Ливадийского дворца, например, обошлось казне в 4 миллиона).
Стахеев внес значительный вклад в развитие Алушты. На средства Николая Дмитриевича были построены церковно-приходская школа, Земское училище, городские купальни, больница, пристань, первый в городе театр и набережная, укреплены башни крепости Алустон.
В первую мировую войну в 1914 году Стахеев, оценив ситуацию, сложившуюся в России и мире, принимает решение переехать во Францию, пытаясь спасти свое громадное состояние. Часть богатств он прячет в тайниках своего московского особняка на Новой Басманной улице. Будучи игроком и человеком, привыкшим к шикарной жизни, Стахеев в конечном итоге проигрался. Ему ничего не оставалось делать, как попытаться вернуться в Россию, где к тому времени господствовала новая власть, и вывезти спрятанное в тайниках. В 1918 году Стахеев тайно приезжает в Россию, проникает в свой московский особняк и опустошает тайники. Но на выходе его постигает неудача — его хватают и арестовывают чекисты. Допрос проводит лично Дзержинский. Обладая талантом ведения переговоров Стахееву удается договориться о том, что его отпустят при условии, что он отдаст все, что пытался вывезти и расскажет о других своих тайниках. Об этом историческом допросе стало известно двум журналистам газеты "Гудок". Ими оказались известные Ильф и Петров, которые в дальнейшем взяли эту историю за основу своего знаменитого романа "12 стульев", а Николай Дмитриевич Стахеев явился прообразом известного персонажа Кисы Воробьянинова.

Большая Сибирская гостиница

Переехав на жительство в Москву, Стахеев начинает скупать старые особняки на лучших улицах и строить многоэтажные дома, что приносит ему большой доход. В 1890-х годах он покупает землю у дворянки Рожковской на улице Мясницкая и строит доходный дом №6 с книжными магазинами, который теперь известен под именем "Библио-Глобус". Затем дом на Тверской, дом №3 в Лубянском проезде — всего 11 дорогостоящих зданий. Обширный участок земли с садом на Новой Басманной улице Стахеев также купил в 1890-х годах, где в 1899 году архитектором М.Ф. Бугровским был построен личный особняк (сейчас это дом №14). М.Ф. Бугровский дружил с братом Стахеева и со временем стал практически личным архитектором Николая Дмитриевича.

Здание Большой Сибирской гостиницы разместилось в Большом Златоустинском переулке, дом 6. Пятиэтажное строение с подземным этажом, общей площадью 12.3 тысячи квадратных метров, было построено в 1900 году также по проекту М.Ф. Бугровского. Помещения на первом этаже были отданы под торговлю, причем самую разнообразную. Так к примеру, здесь присутствовал один из филиалов знаменитой Филипповской булочной. А компания "Б. Левенталь и Ко" и вовсе продавала здесь запчасти для автомобилей и даже самолетов.
Во время революции 1905 года в здании был склад нелегальной большевистской литературы.
После октябрьских событий и переезда в 1918 году в Москву Совета Народных Комиссаров, помещения Большой Сибирской гостиницы были отданы под размещение Высшего совета народного хозяйства. Затем здесь размещались Центральный Дом крестьянина, обслуживавший крестьян-ходоков, прибывавших в столицу, Всероссийское общество "Долой неграмотность", ЦК Комсомола, Институт сои при Всесоюзной академии сельского хозяйства, редакции журналов "Народное хозяйство", "Голос крестьян", "Известия Всероссийской ассоциации натуралистов", "Наука и жизнь".
В 1926 году здесь жил писатель Андрей Платонов, который тогда работал в ЦК союза Всеработземлес и получил от него эту жилплощадь. Поэтому это здание нередко называют еще и Домом Платонова.
В конце 1990-х начале 2000-х годов здание был заброшено.
Распоряжением Мосгорнаследия №138 от 29.03.2016 здание "Большой Cибирской гостиницы Н.Д. Стахеева" объявлено объектом культурного наследия регионального значения. Принято решение о реставрации со сроком окончания восстановительных работ до конца 2018 года.
При реставрации здания сохранены объемно-пространственная композиция, колористическое решение и архитектурно-декоративное оформление фасадов, планировка и оформление интерьеров. На этажах в исторических стенах и под скатной кровлей на мансардном этаже размещены офисные и технические помещения. Кроме того, полностью заменено оборудование лифтового хозяйства.

По окончании реставрационных работ в помещениях здания размещаются административные подразделения Росфиннадзора.

Осветительная установка

В рамках проведенной реставрации здание получило новую установку архитектурно-художественного освещения.

Предложенная концепция светового дизайна построена на использовании так называемого динамичного белого света (в терминологии GRIVEN такая технология называется Dynamic White). Функционал оборудования предполагает возможность изменения цветовой температуры в диапазоне от 2700 до 6500K. Светодиодная матрица светового прибора скомпонована из белых диодов теплого и холодного оттенков свечения, интенсивность излучения которых регулируется по DMX. За счет смешения базовых компонент на выходе формируется световой поток с необходимой цветовой температурой.

Удобство использования технологии Dynamic White заключается в возможности подбора оттенков белого, наиболее подходящих для работы с теми или иными материалами отделки фасадов, принимая во внимание их текстуру и цвет, смысловое и художественное предназначение. Кроме этого, расширяются границы творческого процесса, связанного с разработкой световых сценариев. За счет различных сочетаний оттенков белого, применяемых к группам повторяющихся элементов, поверхностей или архитектурных деталей, становится возможным формирование абсолютно непохожих световых образов для одного и того же объекта. Таким образом, появляется возможность "освежать" визуальное восприятие и внешний вид здания во времени.

Стоит ли говорить, что при проектировании осветительной установки для здания, представляющего огромный исторический интерес и культурную ценность, каждой малейшей детали уделено пристальное внимание. В процессе разработки проекта проработаны вопросы, касающиеся местоположения здания и его роль в пространственно-планировочной структуре, объемно-пространственная композиция, сложность конфигурации, наличие фигурных металлических ограждений кровли на столбиках из тонированного в два цвета силикатного кирпича, композиционное решение и архитектурно-декоративное оформление фасадов, оформление угла двухколонным портиком с фигурным фронтоном и картушем, филенки, лопатки, тяги, карнизы, фигурные металлические створки ворот проездной арки.

Наибольшую площадь фасадов составляет неоштукатуренная кирпичная кладка из цветного силикатного кирпича в два цвета по Златоустинскому и Лучникову переулкам, без штукатурки, с декоративной подрезкой швов. Цветной силикатный кирпич — непростой материал для подбора идеального оттенка белого света. Именно этим объясняется использование в вертикальных межоконных "прострелах" прожекторов RUBY DYNAMIC WHITE. На фото видно, как по-разному выглядит и воспринимается идентичный элемент при освещении различными оттенками белого. Другие световые акценты на элементах декора фасадов расставлены при помощи компактных светодиодных светильников MICRO-CLIP и светодиодных линеек PARADE S. Арки больших панорамных окон первого этажа мягко выделены светильниками EKLIPSE. Для освещения колонн нижнего уровня используются светильники типа "up/down" ORPHEO с узкой оптикой для нижнего модуля и широкой — для верхнего.

Подавляющее большинство приборов осветительной установки являются управляемыми. Приборы с фиксированной цветовой температурой белых диодов также имеют возможность диммирования по DMX. Предложенное решение позволяет добиться наилучшего сочетания уровней яркости/освещенности элементов фасада, построить единую световую картину и обеспечить целостность восприятия объекта.

Спецификация использованного оборудования

Концепция освещения и проектирование: Татьяна Лясина
Фото: GRIVEN Russia

Для написания статьи использованы материалы сайтов:
http://www.stakheevs.net
https://ntcrezina.blogspot.com/2017/11/blog-post.html
https://www.otzyv.ru/read.php?id=136012
https://ru.wikipedia.org