+7 (499) 734-20-17
info@griven-russia.com
Освещение Звонницы, мемориал «Прохоровское поле»

Освещение Звонницы, мемориал «Прохоровское поле»

О комплексе

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле" — многофункциональный комплекс, служащий увековечению подвига, совершенного советским народом во время крупнейшего танкового сражения всех времен и народов, произошедшего в рамках Курской битвы во время Великой Отечественной войны в июле 1943 года. Жесточайшая битва, унесшая за сутки более 10 тысяч жизней советских солдат, вписана кровью в нашу историю. Комплекс открыт в 1995 году к пятидесятилетию Великой Победы, представляет собой благоустроенное тихое место, хранящее память о погибших героях. На территории расположены мемориальные сооружения, музеи и памятники.

Звонница

Главным памятником музея-заповедника является Памятник Победы — Звонница, установленная на высоте 252.2, где 12 июля 1943 года находился эпицентр Прохоровского танкового сражения. Памятник высотой 59 метров сооружен по проекту В.М. Клыкова, Р.И. Симерджиева, Г.К. Силохина, и торжественно открыт 3 мая 1995 года.

Звонница состоит из четырех белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны. Венчает пилоны золотая сфера — символ солнца, исторический символ Русской державы. Над сферой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы — заступницы и защитницы России. Над пилонами в круглой части из белого мрамора золотом сияют слова из Священного Писания: "Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя". У основания мраморного барабана расположен золоченный лавровый венок — символ немеркнущей славы всех павших за свое Отечество на этом поле.

Внутри Звонницы, под куполом, подвешен колокол массой 3.5 тонны. Колокол бьет трижды в час, оповещая ударами о великой роли трех ратных полей в истории России: первый звон напоминает о героях Куликова поля, избавителях Руси от монголо-татар; второй — о битве на Бородинском поле, остановившей нашествие наполеоновских войск; третий звон — память о Прохоровском сражении, переломившем ход войны с гитлеровской Германией.

Четыре пилона Звонницы включают 24 горельефа с многочисленными композициями, насчитывающими до 130 образов. Выбрав клеймовое решение темы, автор передает каждым клеймом конкретный символ, выражая определенный духовный пласт.

Первый пилон "Начало войны" обращен на запад, откуда пришла беда. Здесь размещено несколько рядов образов, тематически продолжающих общую тему защиты Отечества от врагов, "Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших", "Святые воины", "Поединок". Далее — ряд "Герои фронта и тыла", представленные скульптурами "Связист", "Пехотинец" и "Сапер". С правой стороны показана армия захватчиков, в левой части — изображена семья, оставшаяся без ушедшего на фронт кормильца.

Пилон, обращенный на север, в сторону Курской области, воплотил Курскую Коренную Чудотворную икону Божией Матери, которая является заступницей Руси еще со времен монголо-татарского нашествия.

Восточный пилон венчает горельеф "Святая Троица" по иконе Андрея Рублева. Ниже идет ряд "Святые великомученики", еще ниже "Святые воины": скульптуры преподобного великомученика Осляби, святого мученика князя Бориса, святого благоверного князя Дмитрия Донского, святого благоверного князя Александра Невского. Горельеф "Возвращение" изображает сцену возвращения жителей домой после изгнания оккупантов с нашей земли, начало обустройства жизни на развалинах домов. Ряд "Герои фронта и тыла" представлен скульптурами "Крестьянка", "Партизан" и "Сталевар".

Южный победный пилон начинается сверху с образа Георгия Победоносца. Святой Георгий изображен юношей-воином на коне, поражающим змею. Ниже идут ряды "Благословение" — проводы воинов на фронт и "Герои фронта и тыла" — скульптуры "Летчик", "Артиллерист" и "Танкист".

Завершается горельеф композицией "Победа". На переднем плане маршал Г.К. Жуков на коне во время Парада Победы на Красной площади. В руке у него цветущая яблоневая ветвь — символ мира. Под копыта коня военачальника солдаты-победители бросают штандарты поверженного врага. На заднем плане горельефа ликующая Москва, утопающая в огнях праздничного салюта.

В Памятнике Победы философски соединились две главные темы творчества В. Клыкова: героико-патриотическая и историко-православная. Органичный синтез двух тем, их связь с русскими художественными традициями ставят Памятник в ряд важнейших символов возрождения русской культуры и национального самосознания народа, делают его знаком спасения нации.

Освещение

Внешнее освещение пилонов Звонницы выполнено при помощи мощных светодиодных колорченджеров GRIVEN POWERSHINE MK2 S RGBW с узкой оптикой. Напротив каждого из пилонов установлено по одной опоре, представляющей собой прожекторную батарею. Каждый из двух видовых пилонов отрабатывается четырьмя прожекторами. Оставшиеся два пилона освещают еще шесть приборов — по два на каждую поверхность. Осветительная установка объединена в общую систему и управляется по протоколу DMX 512.

В качестве основной цветовой гаммы для световых сценариев выбран диапазон цветов от чистого белого, через оттенки желтого и красного (из палитры цветов пламени), до алого и густого красного. Предлагаемое цветовое решение несет в себе читаемое отождествление с произошедшей кровавой бойней и выражает глубокое чувство скорби по погибшим.

Высочайшая равномерность освещенности по поверхностям — результат скрупулезного подбора расстояний и оптики, а также последующего прецизионного нацеливания. Несмотря на столь непопулярный но все же примененный в данном случае прием общего заливающего освещения, фасады пилонов остались абсолютно живыми, сохранив свою уникальную тектонику, объем горельефов и их превосходную читаемость.

Данный проект является прекрасным примером, когда профессиональное использование минимального инструментария в рамках ограниченного бюджета позволяет добиться ошеломительного по визуальному восприятию и смысловой нагрузке эффекту. Выражаем свое признание и благодарность нашему партнеру, в художественном смысле безупречно реализовавшему этот значительный и весомый для нас проект.

Спецификация использованного оборудования

Концепция освещения, проектирование, поставка и монтаж оборудования: InStyle, г. Белгород
Фото: InStyle, г. Белгород

Для написания статьи использованы материалы сайта музея-заповедника "Прохоровское поле"